Сейчас в Мадриде
+1..+3°C

Испания эпохи Просвещения

02 декабря
Рубрика: Пресс-релизы

В хронологическом порядке Просвещение в Испании происходит после двух Золотых веков - XVI и XVII - пиков в истории испанской культуры.

Первый Золотой Век отмечен господством двух испанских государственных деятелей - Карлоса V и Фелипе II. Два монарха создают эпоху, разделяя ее на два периода, радикально отличающиеся по социально-политической и культурной точкам зрения. Карлос V унаследовал огромную территорию и неограниченную политическую власть, и во время его правления Испания стала ведущей европейской державой. Открытая миру Карлосом V, Испания с энтузиазмом впитывает идеи неоплатонизма во всех областях культуры, искусства и науки и воспринимает полезное итальянское влияние в области философии и литературы. Испанский язык пользуется огромным авторитетом. В европейском мире и в обширных испанских колониях Нового Света испанский приобретает статус универсального языка: начинается массовая публикация испанской грамматики и словарей в Бельгии, Франции и Англии, и этот процесс продолжается в течение XVII века. В значительной степени происходит расцвет литературы и лингвистических исследований, а также сильное влияние Испании на культурное развитие Европы.

Во второй половине XVI века, при правлении Фелипе II, власть была усилена, но страна закрылась: приняв православный католицизм. Испания взяла на себя роль щита и меча контрреформации, вызванного попыткой Мартина Лютера реформировать церковь. Происходит период, когда мистика и аскетизм находят изящную почву для развития, особенно в области литературы. Закрытие страны знаменует собой начало ее медленного упадка. Испания отдает Франции свое место ведущей европейской интеллектуальной власти, и испанский язык постепенно смещается с лидерства, за счет растущего влияния французского языка. При правлении Фелипе II было бы невозможно представить Галилея, Декарта или Ньютона.

Как и в других европейских странах, Просвещение в Испании - это идеология - система идей и ценностей (утилитаризм, освобождение знаний и политики от контроля Католической Церкви, социальный и экономический реформизм). Однако для того, чтобы воспринимать эту идеологию, необходимо создавать определенный культурный уровень, который оставался недоступным для многих сторонников старого режима.

«Воспоминания» Хуана Антонио Льоренте (1814) содержат значительную часть, посвященную этой проблеме. Автор рассказывает, как представители старой академической школы обучили его латыни и схоластической философии, пока однажды он не попал на совсем другого учителя, который открыл ему идеи современности. Для Льоренте это был не просто прогресс в процессе обучения, а настоящие и глубокие перемены, которые могли бы кардинально поменять его интеллектуальную жизнь и его идеологические позиции. Между «варварством» прежних ученых и современным сознанием был порог, шаг, какое-то культурное перемещение, преодоление которого было необходимо. Такое явление впервые отмечено в истории Испании, а затем и других европейских стран.

Как предшественники XVIII века, испанские просветители прекрасно понимают, что любой необразованный человек, цепляющийся за более низкий культурный уровень, может стать их врагом. Именно по этой причине, просветители проводят напряженную борьбу за реформы в образовании и стремятся распространять новые знания.

Во время правления Карлоса III де Бурбона (1716-1788 годы), страна предприняла серьезную попытку полностью реформировать все области культуры: литературу, искусство, идеологию, науку, политику и религию. На фоне прагматических настроений, характерных для XVIII века, испанская литературная традиция выделяется критическими и глубокими научными исследованиями.


В XVIII веке большое внимание уделялось науке, академии и литературные круги получили большую популярность в обществе. Философия века выражается в следующей мысли Овельяноса: «Точная наука и литература должны идти рука об руку во имя научного прогресса». Вот почему литература XVIII века старается быть прагматичной и полезной: эта литература философская, благодаря своему порядку и ясности она становится существенным вкладом в Просвещение. Мы являемся свидетелями возвращения к сатире, как формы социальной коррекции. Даже тогда, когда в искусстве чувствуется дух сентиментализма, это необходимо для исправления общественных недугов.

Потеряв интерес к подлинным литературным жанрам, испанские просветители смотрят на один из наиболее характерных феноменов эпохи - попытку построить сознание историчности. В Испании история становится своего рода социальным обновлением. Если кризис в Испании связан с прошлыми ошибками, разумный анализ этих ошибок - это способ их исправить. Показательно, что имена тех, кто посвящает свою работу историческим вопросам, относятся к борцам против установленных институтов власти. Во время Просвещения в Испании значимые работы были посвящены истории литературы, искусства, языков.

Оригинальный и современный звук литературы XVIII века не связан с жанрами, традиционно отнесенными к художественной литературной традиции (поэзия, роман, театр), а скорее к попытке представить новые, почти неизвестные жанры до этого времени, эти формы, получены извне: внедряется научный стиль, свойственный науке и политическому эссе, журналистской статье, библиографическому обзору и т. д. Важно помнить, что в XVIII веке термин «литература» относится ко всему спектру знаний, относящихся к науке, искусству, политике, эрудиции, философии, музыке и т. д. Для просветителей этот термин является синонимом культуры и мудрости; «литератор» является синонимом ученого, хорошо знакомого с рядом разных предметов, касающихся науки или искусства. Как правило, термин «литератор» часто ссылался на тех, кого мы бы назвали сегодня «интеллектуалами»

Статью подготовила Юлия Ягодкина. Я влюблена в Испанию и обожаю в этой стране буквально все. Мой ютуб канал вы сможете посмотреть по ссылке. Он для детей и на испанском языке. Всем желаю много солнца и испанского позитива!

Комментарии пользователей:

Чтобы оставить комментарий необходимо авторизоваться либо зарегистрироваться.

Новости по теме: