Ученые стали на шаг ближе к разгадке тайны жизни

28 марта

Участники международного проекта FANTON смогли построить карту регуляторных ДНК в геноме человека. Сообщение об этом сразу стало мировой сенсацией, почти такой же, как открытие в свое время генома человека.

Ученые давно ломали голову над тем, почему все клетки организма имеют одинаковую ДНК, содержащую информацию о кодировании определенных белков, но при этом клетки различных органов организма различаются. Получается, что в разных клетках гены работают по-разному.

Как утверждает кандидат биологических наук Светлана Боринская из российского Института общей генетики, ученые в ходе многолетних наблюдений пришли выводу, что существуют какие-то определенные регуляторы, отвечающие за активность генов в течение всей жизни клетки. Регулировка при этом зависит от специфики самой клетки и условий внешней среды. Однако найти эти регуляторы оказалось крайне сложной задачей. И теперь, наконец, ученым удалось это сделать.

В общей сложности было открыто около 220 тысяч подобных регуляторов. Как подчеркивают ученые, речь идет именно о карте, то есть регуляторы в данном случае соотносятся с теми генами, которыми они управляют. Также ученые особо отмечают, что проект в настоящее время изучает здоровые клетки, а не генетически измененные.

Проект FANTOM стартовал в 2000 году, участниками проекта стали свыше 250 специалистов из 114 научных центров более чем 20 стран, в том числе и спеуиалисты из российского Института общей генетики РАН.